Символом этого сайта является металлическая фигурка "кремлевского часового". Сделана она из какого-то очень легкого металла типа алюминия или сплава и когда-то давно попала в мою коллекцию от замечательного ленинградского геолога, г-на Кашика, вместе с такой же фигуркой идущего танкиста (или летчика). Он одет в зимнюю советскую униформу образца 1924 г., но общий низковатый покрой зимнего шлема-"буденовки" и просматривающаяся в литье довольно крупная нашивная звезда (с центральным лучем кверху) позволяют предполагать, что изображенная униформа - образца, введенного в 1936 г. О том же говорят остатки краски на красноармейских пехотных наугольных нашивках воротника шинели (обр. 1935 г.). Конечно, очень-бы хотелось видеть в фигурке "первые советские солдатики" в униформе первой половине 20-х гг., но отсутствие нарукавных клапанов шинели не позволило так думать….

Впоследствии я видел фигурки из этой серии в нескольких московских коллекциях, но тогда, в начале 80-х гг., эти два солдатика оказались для меня искомым откровением. Интернетных сайтов по солдатикам - великое множество; книг и литературы о них (в основном - иностранной) - гораздо меньше, и между первыми и вторыми существует огромная разница. Если сайты в основном являются каталогами и рекламами фирм-производителей "китов" и художников-скульпторов одиночных фигур, то в центре внимания литературы солдатики - фигурки для (детской) игры, для чего они и появились изначально в середине 18 в. и каковыми были вплоть до 80-х гг. века 20-го (в Западной Европе - раньше).

В историческом плане, период - краткий, всего чуть больше 200 лет. Он был призван отражать в наглядных фигурках современную ему линейную тактику и правильные, регулярные построения, от чего в современных армиях сохранились, разве что, парады, т.е. время от Фридриха Великого, через Наполеоновские войны - и до Великой (Первой Мировой) войны. После этого времени на поля сражений (как действительных, так и игрушечных) приходит век техники, отказа от сомкнутых строев, и безликой защитной военной одежды. Эти боевые операции проводятся уже не "солдатами" (в нашем и Андерсоновском представлении об этом слове), а "индивидуальными бойцами", действующими поодиночке или в рассыпном строю, что более соответствует современным фигуркам, но это - никак не "солдатики". "Солдатики" еще несколько задержались в жизни: их продолжали выпускать в "уставных" позах строя, парада и атаки вплоть до Второй Мировой войны (часто, правда, уже из других материалов), но после нее этот классический подход к военной игрушке (помимо игрушечного оружия) оставался, кажется, только в СССР и прекратился лишь незадолго до распада Союза.

Схемы рассмотрения игрушечных солдатиков и их истории достаточно стандартны. (Я не говорю здесь о тактических играх с их использованием). Королевские коллекции, возводимые еще к временам египетских фараонов (в виде примера в европейской литературе обычно приводятся несколько заупокойных отрядов копейщиков и лучников из Лувра и Каирского музея), коллекции принцев Оранских, французских Людовиков, Наполеона I, и здесь обычно идет хронологическое отступление к середине 18 в. и появлению общедоступных дешевых оловянных солдатиков Хильперта и современных ему оловянщиков - Аммона, Лоренца в Нюренберге и Фюрте, а затем - Генриксонов. Т.н. "полуобъемные" солдатики (тоже в основном - немецкие) рассматриваются реже и более кратко, и следующей страницей истории солдатиков уже выступают объемные, первоначально цельнолитые фигуры Хейде в Лейпциге и Бритта в Лондоне. Оканчиваются эти рассмотрения, обыкновенно, периодом Второй Мировой войны, после чего включается история создания современных фирм и переход в 60-е гг. на более дешевые пластические материалы. К военно-игрушечной истории в нашем Отечестве, похоже, мы всегда проявляли весьма мало интереса. Солдатики относятся к т.н. "фабричной" игрушке", тогда как с конца 19 в. внимание русских любителей в первую очередь привлекала игрушка народная, среди которой в России, при ее еще сравнительно недавно рекрутской повинности, солдатикам места быть не могло. Интересно отметить, что по наблюдениям исследователей-игрушечников 20-30-х гг., "батальная" игрушка среди наборов сюжетов народных промыслов встречается в основном в губерниях, связанных с военным бытом - т.е. центральных и западных, и практически неизвестна на окраинах, особенно - северных. Несмотря на то, что эту игрушку в раннее советское время классифицируют как "батальную" (с классовым подразделением на "милитаристическую" и "антимилитаристическую" - т.е. пародийную), ее никак нельзя относить к "солдатикам".

В эпоху Александра Первого это были фигуры "гусар", "казаков", "солдат", "лишенные казарменных черт", резавшиеся из дерева (гораздо реже - лепившиеся из глины) по информации с лубочных гравюр. С них же изображался в годы турецкой войны 1877 г. конный герой Скобелев, или храбрый севастопольский солдат, во время русско-японской войны - храбрый казак и пр, даже "бурский генерал". Все эти фигуры, кустарное изготовление которых специально для продажи появляется лишь в 20-х гг. 19 в. в Московской губернии, практически неприспособленны ни для какой военной игры. Для этого, еще с 18 в., сюда привозились в огромных количествах солдатики, большей частью изготовлявшиеся в Германии. Русская промышленность не обратила внимания на организацию игрушечного производства, на его доходность и настоятельную необходимость. Германская промышленность это обстоятельство учла, и русские дети стали получать сначала немецких оловянных, а затем русских солдатиков. Касаясь темы военной игры с солдатиками, русские игрушечники хором сетуют, что именно засилие высококачественных, ярких, тиражных и очень дешевых немецких солдатиков на корню присекало развитие этого направления игрушек в России. В годы Великой войны и последовавшей за ней Революции мастера-игрушечники большей частью занимались иным (в частности, "Андреевская игрушечная артель" в Астрецове, специализировавшаяся до войны на изготовлении фигур, в т.ч. и солдатиков, из жести, занималась изготовлением ручных гранат. Лишь в 1919-1920-м гг. они начали постепенно возвращаться к своим традиционным занятиям., но теперь уже организовываемые в артели. Единственные небольшие фабрики солдатиков, находившиеся на территории Империи - в Риге и в Варшаве - теперь были отрезаны границами от РСФСР. Но вместо того, чтобы заполнить лакуну в этой необходимейшей для любого мальчишки игрушке, кустари обратились к традиционным формам. На выставке работ советских игрушечников в 1928 г. демонстрировались все те же дореволюционные деревянные фигуры "гусар" и "солдат", лишь раскрашенные под красногвардейцев. Мастера Палеха прежние представили фигуры Георгия Победоносца, но теперь в буденовке. В начале 30-х гг., в Государственном музее игрушки (организован в 1919 г.) рассматривались вопросы, почему у наших традиционных мастеров краснофлотцы получаются звероподобными дегенератами с оттопыренными ушами, а красноармейцы - томными юношами-красавцами.

В середине 30-х годов пробелы в области советской военной игрушки начали выявляться. На страницах прессы открыто заявлялось, что для советских детей в магазинах нет барабанов, ружей, очень мало пушек пулеметов, броневиков, почти нет танков. Изготовлявшиеся солдатики не удовлетворяют требованиям. Глиняные фигуры красноармейцев - дороги и неустойчивы. Критике подвергались наборы московской артели "Любимая игрушка" (плоские и полуобъемные из фанеры) - за высокую цену, деревянные наборы художника Лемана "Красная армия в лагерях". И всегда рядом помещали сообщения о новых германских военных игрушках. В 1935 г. "Известия ЦИК СССР" по этому военно-игрушечному вопросу писали: "Сколь безобразно отражена Красная армия! Вам предлагают деревянных царских (!) солдат, только без погон, да с буденовкой…; солдат в бескозырках, в нелепых позах, без всякой раскраски. А сколько сражений Красной армии можно сделать! А историческая военная игрушка! С какой аккуратностью и тщательностью изготовляются подобные игрушки в Германии! Фабрика игрушек в Нюренберге… дает богатый выбор, сделанный по эскизам лучших художников, игрушек, исторически верных, обо всех народах, во все времена, от древних египтян до современных французов, германцев и т.п., обо всех сражениях до Мировой войны включительно… Исторические личности изображены так, что вы их сразу узнаете, т.к. они сделаны по картинам известнейших художников. До войны, в Германии игрушечные полки имели ту же форму, что и настоящие. Надо дать детям хорошую исторически верную игрушку; эпизоды гражданской войны…" (и пр.). И лишь в 1939 г. начинаются положительные оценки советских солдатиков. Если до этого времени удовлетворительных солдатиков выпускали лишь какое-то время завод "Красный треугольник" (в Ленинграде, литье из резины), и там же - какая-то артель (из мастики), то в 1938 г. , в Москве, мастера и художники ИЗО фабрики ЦПКО нашли удачный сплав и начали литье наборов металлических солдатиков (по рисункам художников Корешкова и Мироновича). Наборы удачны, но литье не давало деталей. Не к этим-ли наборам относится наш "кремлевский часовой" ?

Вл.Нъ

На главную