Художники, скульпторы, создавшие образы советских кукол и игрушек...
Лоренцев Борис Федорович (29.07.1908, Омск – 19.01.1976, Ленинград .)
Борис Федорович- Художник, скульптор. Член Союза художников СССР .
1924-1927 – Уральский художественно-промышленный техникум, 1927-1931 – ВХУТЕИН; ИНПИИ.
1941-1945 – Ленинградский фронт. Военно-воздушные силы. Начальник маскировочной службы, инженер-капитан. 1947 – демобилизован.
Награжден орденом «Красной звезды», медалями: «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Лоренцев Б. Ф. работал в жанре портрета и декоративной скульптуры. Создавал монументальные памятники.
После окончания ИНПИИ работал на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова помощником скульптора Н. Я. Данько.
Затем до 1940 г. работал на заводе «Красный треугольник» художником-скульптором. По моделям Лоренцева завод производил резиновые игрушки – фигурки танкистов, пехотинцев, летчиков, мотоциклистов высотой 10 см. ЛФЗ выпускал массовыми тиражами жанровые статуэтки по его моделям: «Летчик» (1940), «Танкист» (1938год), «Собачка» (1939год)
По окончании войны, в 1945 г. в Берлине Лоренцев возглавил организацию художественной выставки «Боевой путь воздушной армии от Сталинграда до Берлина», в которой и сам участвовал со своими работами. Там же он начал работу над галереей портретов героев войны. Отлитые в бронзе бюсты героев Советского Союза генерала Л. Н. Гуртьева (1945), подполковника Н. П. Бударина (1945), майора Г. П. Ионина (1946), сержанта В. А. Голоскокова (1946) ныне хранятся в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.
После демобилизации и возвращения в СССР в 1947 г. продолжил эту работу уже по заданию Комитета по делам Искусств СССР: создавал монументы дважды героям Советского Союза и героям социалистического труда Сибири. Портреты дважды героев Советского Союза майора А. Е. Боровых, генерала Е. Я. Савицкого, полковника Д. А. Драгунского (1947) были переданы в Дом офицеров военно-воздушных сил в Москве. На Новодевичьем кладбище в Москве установлен герою Советского Союза генералу И. И. Блажевичу (1947). Памятник дважды герою Советского Союза генералу-лейтенанту авиации Е. Я. Савицкому установлен в 1950 г. в г. Новороссийске на родине героя (арх. Л. Голубовский).
Кроме того, Лоренцев создавал жанровые композиции: «На старте» (1947), «Враг в воздухе» (1947), декоративную скульптуру «Наука» (1948) и фонтан «Детство» (1949), установленные в Центральном городском саду Омска.
В 1950-1970-е гг. Лоренцев вёл активную выставочную деятельность. Он участвовал в весенних и осенних выставках ленинградских художников (1956, 1957, 1961 и 1965), Художественной выставке «40 лет вооруженных сил» в Москве (1958), «20 лет освобождения Ленинграда от блокады» (1964), «50 лет Советской Армии» в Омском музее изобразительных искусств (1968), «Ленину посвящается» (1970) и «Наш современник» (1972) в Ленинграде и др.
"Борис Лоренцов: солдаты и солдатики...
Размышляя об истоках вдохновения художника игрушки Бориса Лоренцова, нельзя обойти вниманием некоторые факты его интересной биографии.
Борис Федорович Лоренцов родился в июле 1908 года в Омске.
В 1927г., закончив Уральский художественно-промышленный техникум, поступил в ВХУТЕИН(ИНПИИ), знаменитую "Репинку", где учился искусству монументальной скульптуры у Р.Р.Баха, искусству декоративной скульптуры - у А.Т.Матвеева, автора скульптурной группы "Октябрь"(1927). Последний открыл начинающему художнику волшебный мир фарфоровой миниатюры.
Можно сказать, что юному Борису повезло дважды на этом поприще. Лоренцов практиковался в скульптурной мастерской ГФЗ под руководством самой Н.Я.Данько.
Возможно, истоки интереса к изображению доблестной Красной Армии нужно искать именно в знакомстве с Натальей Яковлевной и
ее работами, возводя преемственность к ее учителю Василию Кузнецову, автору знаменитого "красноармейца"(1918).
Фарфор увлек Лоренцова, и к нему он еще вернется в своем творчестве.
После учебы Борис Лоренцов поступил художником-скульптором в цех ширпотреба завода "Красный треугольник", в котором проработал почти все предвоенное десятилетие.
На скучном производстве резиновых изделий существовал цех ширпотреба, выпускавший маловыразительные и зачастую не слишком удачные детские игрушки. Подарком судьбы для завода оказался талантливый и высокообразованный молодой художник Борис Лоренцов.
Из-под руки начинающего игрушечника стали одна за другой выходить модели будущих резиновых фигурок.
Радостно было работать с набором цирковых клоунов. Как настоящие получились популярнейшие в то время Пат и Паташон.
Идея лепить легендарную Красную Армию пришла к нему в голову еще раньше, но теперь своей задачей Борис Федорович видел изображение защитников Родины в интересной форме - резиновой игрушке.
Замечательную и своевременную идею подхватили на производстве, и скульптор приступил к работе. Он изготовил пробные мастер-модели из гипса на проволочном каркасе.
Не все в них нравилось автору, приходилось многократно переделывать ту или иную модель, добиваясь большей "игрушечности". Ведь главным судьей в представлении мастера был не худсовет и не Совет по игрушке при Наркомпросе, а обычные советские мальчишки.
Готовые мастер-модели получили высокую оценку военных специалистов и педагогов Ленинградского Дворца пионеров.
Казалось, дело двигалось.
За 1937-38 гг. Лоренцов изготовил 16 мастер-моделей, по которым должны были быть сделаны формы для отливки резиновых игрушек. Среди первых образцов большого набора, задуманного Лоренцовым, были бойцы и командиры разных родов войск.
Все они должны были пойти в серию в конце 1938 - начале 1939гг.
Однако, как это часто бывает в жизни, вмешались обстоятельства.
Трудно сказать, что послужило главной причиной задержки выхода набора, были ли это чисто технические трудности или определенную роль сыграли характер Бориса Федоровича и конфликт с начальством. К концу 1939г. в производстве были только четыре фигурки. Ленинград уже стал прифронтовым городом, начальство по-прежнему не спешило выпускать набор Лоренцова целиком, но Борис Федорович продолжал работу над фигурками бойцов теперь уже действующей армии.
К сожалению, сейчас невозможно сказать, сколько моделей предполагал сделать Лоренцов, к тому же часть его наследия погибла при уничтожении мастерской художника в наши дни. Чудом сохранилось некоторое количество мастер-моделей и образцов, что не успели пойти в серию, и по ним можно судить о широте замысла.
Выполняя заказы для "Красного треугольника", Лоренцов не прерывал связи с ГФЗ. Наступившие 1940-е должны были стать весьма плодотворными. Лоренцов чувствовал себя как никогда востребованным. Вышли в свет новые работы "Летчик", "Танкист" и др.
Дальше случилась война...
Б.Ф.Лоренцов прошел ее до самого конца, воевал на Ленинградском фронте, защищая небо блокадного города, был награжден орденом "Красной Звезды" и многочисленными медалями. Символичным кажется факт его службы в рядах ВВС, ведь фигурки красных летчиков можно отнести к бесспорным удачам автора.
Побежденный Берлин увидел работы Лоренцова на выставке "Боевой путь воздушной армии от Сталинграда до Берлина", которую организовал и в которой сам участвовал. Там же, в фашистском логове, Б.Ф.Лоренцов начал работу над галереей портретов героев Великой Отечественной, которую продолжал до самой смерти в 1976г.
Творческое наследие художника разнообразно: декоративная и монументальная скульптура, фарфоровая миниатюра и живопись. Коллекционерам предметов искусства знакомо имя художника и скульптора Бориса Лоренцова. Пришло время открыть еще одну грань таланта Лоренцова в замечательных солдатиках, выпущенных по его моделям."
Автор- Николай Ростов.
|