Искусство - всегда искусство, не зависимо от того, на какую целевую аудиторию оно рассчитано. И главное мерило его ценности одно - мера добра и зла, красоты и безобразности. Фольклорные вещи, например лубок - они также наивны и просты, как мультики для самых маленьких. Однако от этого они не перестают быть искусством. Кроме того, скажу банальную, конечно, вещь - но ответвтенность создателей произведений для детей неизмеримо выше, чем у "взрослых" писателей, режиссёров, художников. Во "взрослом" произведении возможны и даже необходимы духовные искания, рефлексия или какие-то ложные философские пути, помогающие оттенить образы героев с разных сторон. А в детское произведение - оно должно быть всё на виду, как флаг на ветру, и не потому, что детям чего-то знать не надо, или "рано" - совсем нет, просто для становления нового человека, в период этого становления, очень важно знать "кто у нас хороший".
Для меня идеал детского произведения - рассказ Аркадия Гайдара "Голубая чашка". Не потому, что оно самое выдающееся в русской литературе и в наследии самого Гайдара, есть вещи и сильнее гораздо, и глубже. Просто это как-бы схема - как надо писать для детей. Произведение, в общем, ни о чём - так, прогулка отца с ребёнком, и в то же время сразу - обо всём, о природе, у России, об ответсвенности взрослых и семейных ценностях, о патриотизме. Ненавязчиво, исподволь, очень аккуратно всё это дано. Позднее этой дорогой неплакатного воспитания пошли многие хорошие детские писатели - Владислав Крапивин, Константин Сергиенко, Лев Кузьмин...
|