OFFTOP
Как-то все разом сложилось:
* застой моей инженерной мысли,
* подначка коллеги Kuntar,
* покупка Orion-овских Space Battles,
* размышления коллеги sorang...
Во-первых, я не совсем согласен с "размышлениями". Мне кажется, что кроме красоты произведение искусства должно быть наделено и смыслом. Сентеции "смысл в красоте" (по sorang) и "красота в смысле" (по И.Ефремову) отвергаю. Не как неправильные, но как не подходящие к предмету изложения. Красота - то, что позволяет мысли художника затронуть зрителя, смысл - сама мысль.
Надо сказать, что писать эту записку начал еще до прочтения "размышлений", поэтому вместо "красоты" и "смысла" использовал гораздо более приземленные "образ" и "замануха".
Для солдатика (как очень простого предмета искусства) - красота сводится к выбору подходящего образа и его художественного воплощения, а смысл-замануха - предоставление покупателю некой игры, для которой солдатик сгодится.
Самая большая беда, которая может случится с солдатиком совпадение образа и заманухи. Его можно только коллекционировать. Что и происходит, например, с фигурками героев "Звездных войн"...
Вот так вот, невзначай, и добрался до цели нашего исследования - фантастического солдатика.
Какие метаморфозы претерпевали его образ и замануха?
ОБРАЗЫ
Началось все, пожалуй, с жутко усложненного "советская книга - советский фильм - комикс - солдатик". Эту серию я условно называю "Флэш Гордон". Ничего из американской фантастики для солдатиков не годилось. Вот и плодились незаконнорожденные потомки древней "Аэлиты".
Полет Гагарина здорово упростил. Цепочка сократилась до "реальность - солдатик". Так появились серии "Меркурий" и "Аполлон". А также, например, первая космическая серия Play Mobil или многочисленные космические конструкторы.
Сейчас, после отказа человечества от немедленной космической экспансии, все опять усложнилось.
Ретро-футуристы, например, идут по цепочке "прозведения границы XIX-XX века - иллюстрации к ним тех же времен - солдатик".
Редкий успешный производитель -Citadel - решил идти от фэнтэзи и сразу давить на голую физиологию. Первые его миниатюры - чернуха и порнуха.
Однако, они быстро смекнули, что на чувства можно давить по отдельности: чернуху - Кхорну, порнуху - Слаанешу (или как их там?)... Затем пошло-поехало: теорию заговора - инквизиторам, юмор - оркам, реконструкцию - гвардии, Толкина - эльдарам...
Подражателям славного дела Warhammer не повезло. Пусть и гораздо блоее фантастические Warzone (корпорации), Vor (пародия), Void (геополитика) передохли... Они не уловили хитрости GAMES WORKSHOP - не оперировать сиюминутными реалиями, а давить на вечные человеческие архетипы.
Сейчас все пытаются вылезти на альтернативной истории [Второй Мировой], но дохнут быстрее, чем появляются. Кроме зомби-нацистов и дизель-экзоскелетов, ничего не придумывается.
В настоящее время, истощившись в бесплодных попытках изобретения чего-то интересного на пустом месте, решили пойти обратным путем - раскрутки того, что есть: ах "Запретная планета", ах "Звездный путь"! Давно уже перевелись те, кто их смотрел, но пусть кто посмеет сомневаться в их величайшем влиянии на мировое искусство! Какой же ты поклонник фантастики, если у тебя нет фигурки Йоды в натуральную величину?!
ЗАМАНУХИ
Давно прошли те времена, когда в популярных журналах публиковались шахматные этюды. А в детские журналы (у нас) и в комиксы (у них) довеском вставлялись простенькие настольные игры. Фигурировали там и солдатики.
Если угодно, то такое положение вещей (непонимание идеологических причин игроделия) на западе привело к возникновению убеждения в том, что всякий солдатик существует только пока существует его комикс-вселенная. Так, например, слабая серия G.I.Joe была поддержана еще более слабым мультиком. Зато, в каком масштабе! Сложнейшие плэйсеты и более сотни серий!
Собственно же игры как-то отошли на второй план. Произошло то, о чем я говорил выше - образ слился с заманухой. Результат - застой.
Другой уклон в развитии игр - попытка изобрести "самую правильную игру". На этом вылез Warhammer, значит, вылезем и мы! Этот лозунг погубил не одно поколение игроделов.
Здесь отказ от "всеохватности" и "отыгрыша всего сущего" уже означает успех. См. например благополучно выжившие Ogre и
StarGrunt II. Как только они начинают претендовать на "всеохватность", сразу получают по шапке и начинают извинительно нудить о том, что они самые простые и непритязательные.
У НАС
Конечно, речь только о "сейчас". Того, что мы про...ли, продув холодную войну уже не вернешь.
Что мы имеем?
Два смелых эксперимента, закончившихся ничем, и три попытки срубить бабок на халяву.
1.1. Умная Бумага. Два выпуска. Бумага. 1/35. 6 солдатиков, вездеход и орудие, два мини-комикса.
Образ - что-то вроде Battlestar Galactica, только без сайлонов. Псевдореалистичные ТТХ техники.
Замануха - обещание (несбывшеее) рассказать очень интересную историю.
Бонус - очень хорошие сборные модели техники.
1.2. Orion. Space Battles. Два выпуска. Странной мерзости пластик. СНГ-шная инженерная мысль. Как им удалось изобрести конечность из 4-х деталей, которая не позволяет роботу стоять? 1/72. Солдатики, шагоходы, странные леталки.
Образ - явно StarGrunt II. Странно, то, что было там заманухой, здесь - образ.
Замануха - а вдруг серия продолжится?
Бонус - достаточно универсальные солдатики, которых много.
2.1. Диктатор-контроль. Сначала настольная, затем - карточная игра (а я, ведь, их предупреждал) с красивыми картами-солдатиками.
Образ - т.н. н/ф роман.
Замануха - пока эта штука позиционировалась как военно-настольная игра у нее были амбиции, но не было перспектив. Пойдя на поводу у "обществености", спустили все в унитаз.
2.2. Звездный десант (Звезда). Попытка показать, что "мы тоже можем". 28mm. Хороший пластик. Несколько подразделений с орудиями странного вида.
Образ - т.н. н/ф роман (на словах), сборная солянка из ходульных образов (на деле).
Замануха - очередные "правильные" правила.
Очевидно, надо что-то большее, чтобы вылезти на заполненный рынок с тем же, что и у всех.
2.3. Технолог. Много всего. Они сами, наверное уже не помнят всего, что наплодили.
Образ - "только узнаваемые образы" (это официальное кредо). На деле это означает, что делают только пародию на Citadel. "Смотрите, какого орка мы зафигачили!" Не взирая на то, что сам орк, его оружие, его поза, его покраска уже "где-то были".
Замануха - чисто-конкретно "народное творчество". Т.е. собрали на форуме сопляков-ботанов и пытаются выжать из них "креатив". Из шедевров - "гусеницы, обмотанные окровавленными кишками" и "боевые роботы, украшеные стилизованным изображением детской кроватки".
И? Выводы?
И все. Из ничего ничего не бывает.
Нет у нас фантастических солдатиков. Потому, что нет фантастики. Потому, что кончаются писатели. Потому, что кончаются врачи, инженеры и агрономы.
|