Увлекшись коллекционированием игрушек, КИЕВСКОГО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО-МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА имени ВАТУТИНА я начал потихоньку собирать нетолько их продукцию, но и историю создания этого завода. По мере поступления информации, я все больше обращал свое внимание на игрушки 50-60х годов. Игрушки этого периода, имеют какуюто свою особенность и притягательность. Особенно мне нравится игрушка, ввиде самолета-перевертыша. В первые я ее увидел в киевском Государственном музее игрушки, но когда мне ее показали в действии, она просто стала приделом моих мечтаний.
На фото представлен самолет который хранится в киевском музее.
В дальнейшем мне в руки попали негативы игрушек 50-х годов киевского з-да им. Ватутина, среди которых я тоже нашел этот самолет, но уже с другой раскраской.
Это сделанное фото с негатива, но к сожалению перефотографировал телефоном и фотка получилась не качественная, со временем заменю на качественную.
Принцип действия механизма у этого самолета не сложный, но эффект получается довольно впечатляющий. После того, как механизм взвели и поставили на поверхность, игрушка начинает ехать в перед, а затем задние два рычага которые находятся под колесами начинают опускаться и самолет делает "мертвую петлю". Перевернувшись через голову он снова движется в перед, а затем процес повторяется снова и снова пока не закончиться завод.
Первые упоминания о подобных самолетах мне встретились в сборнике 1 за 1948 год, под названием "За советскую игрушку" в статье "В Павильоне Всесоюзной торговой палаты".
Эти самолеты внешне отличаются, но принцип действия механизма, скорее всего один и тотже.
И вот однажды, поехав с пастором Исаевым на наш антикварный слет, мне улыбнулась удача. Алексей попросту показал у какого торговца, продается этот самолет, а точнее сказать, что от него осталось.
Взяв ржавый корпус в руки я посмотрел внимательно на это нечто и подумал, неужели здесь, чтото можно сделать. На "самолете" небыло хвоста, летчика и крыльев, а заодной механизм был сплошной кусок ржавчины со сломанной пружиной и только благодаря тому, что чья то рука согнула оси как немецкий крест, удалось не потерять шасси.
Придя домой я полностью разобрал корпус и механизм. Вооружившись зубной щеткой, химическими и абразивными материалами я приступил к очистке объекта от ржавчины. Процесс занял 4-ре часа, пока мне удалось собрать и запустить механизм и тут произошло чудо, "самолет" поехал. Да конечно, он не мог переворачиваться, так как рычаг был вырван и утерян. Но то, что комок ржавчины стал напоминать корпус самолета - это меня уже радовало. Оставалось пойти в музей и снять точную копию недостающих деталей, что вскоре я и сделал. Долго я собирался преступить к вырезке деталей из жести и вот недавно я решился и восстановил то, что не хватало моему самолету. Мне не удалось воссоздать рычаг перевертывания, так как для этого нужно было бы разобрать музейный экземпляр, а этого мне некто не позволил бы сделать. Мне достаточно и того, что мне удалось сделать. Я не переживаю, что мой самолет не переворачивается, главное, что мне удалось более мение воссоздать его первоначальный внешний вид.