© Prisma-Verlag Zenner and Giirchott, Leipzig 1982 Все права защищены Л. Н. 359/425/7/82 • LSV 8128 Отпечатано в ГДР. Полное производство: INTERDRUCK Graphische GroBbetrieb Leipzig - 111/18/97 Заказ №. 7908374 ГДР 4,80 М
ВВЕДЕНИЕ
Основанная на богатых коллекциях Тюрингского музея в Айзенахе, в частности на предметах ремесленного и народного искусства, нынешняя коллекция будет представлена в исторических оловянных фигурках. Наиболее ценные и поучительные экспонаты неоднократно демонстрировались на выставках в Германии и за рубежом, включались в публикации и неоднократно привлекали внимание любителей и коллекционеров.
Оловянная Азенахская коллекция насчитывает около 1000 экземпляров. Около трети относятся к 18-м и 19-м, остальные преимущественно к началу 20-го века. Фокусами в коллекции, которые в то же время оправдывают их звание, являются преобладающие фигуры Хилперта второй половины восемнадцатого века, безукоризненно сделанные оловянные солдатики и всадники, а также живописные казаки, калмыки и всадники. Янычары конца 18-го и начала 19-го веков, внушительная северогерманская гражданская группа около 1830 года, красочные, весьма оригинальные ярмарочные серии, произведенные в ганноверской оффицине в 1880 году, а также популярные, отчасти Аммона, дю Бушшена, и возможно – производства Лоренца и Гернгутера охотничьи и рыночные сцены из прошлого [19-го] века. Коллекция, которая, конечно, имеет много пробелов для знатока, была собрана по существу в первой трети нашего века.
Настоящий том не только хотел опубликовать эту музейную коллекцию с учетом ее специфики, но также хотел предоставить необходимую краткую информацию и помочь найти новых друзей для интересной области олова.
Производство оловянных фигур всегда было особой достопримечательностью. Оно требует мастерства, эмпатии и многого другого, требует страсти и глубоких исторических и культурно-исторических знаний. Если вы серьезно относитесь к работе, то это долгий путь от предварительного изучения источников, подготовки графических оригиналов, литья и последующей обработки вплоть до очистки [обрезки] и обоснованной живописи маленьких фигур.
Еще в средние века к олову добавляли небольшое количество свинца, чтобы улучшить его прочность и эластичность. Так называемая нюрнбергская смесь, качественное соблюдение которой при производстве сосудов и другой посуды контролировали гильдии, имела десять частей олова и одну часть свинца.
V
Литейщики фигур использует небольшое добавление сурьмы или висмута. Само производство оставалось неизменным на протяжении веков: в качестве материала для форм до сих пор предпочтительно использовать мягкий сланцевый камень, в котором, согласно оригинальной записи, он гравируется зеркально инвертированным стилусом и иглой. Затем при температуре около 600 градусов происходит литье. Для формы также может использоваться долговечный материал, например латунь, бронза, железо или даже твердый пластик. Гравировка, таким образом, усложняется, конечно, и, как правило, не гарантирует красивый, мягкий и хорошо выполненный дизайн. Особая осторожность применяется в конце чистой, эстетически требовательной и добросовестной, поэтому своевременно закрепленной живописи. [Она] в то же время усиливает скульптурный эффект рельефных фигур. [Эти] условия различны для наполовину или полностью пластических [полуобъемных и объемных] свинцовых фигур, которые часто спаяны из нескольких частей.
Начиная с прошлого века, оловянные фигуры любят объединять в меньшие и большие ансамбли, так называемые крупномасштабные представления [группы], или предлагают их в ярких и поучительных диорамах. Просто они используются в школах и музеях, на службе образования и внеклассного образования и сейчас являются частью почти каждой оловянной выставки. Помимо этой возможности обучения и иллюстрирования, есть даже настоящие музеи фигур. Мы находим их во Франции (Компьень), в Австрии (замок Поттенбрунн около Санкт-Пёльтена), в ФРГ. Здесь чудовищная выставка в Плассенбурге около Кульмбаха объединяет 250 диорам. Но и в нашей республике такой маленький музей существует, в историческом здании ворот Дёлитц в Лейпциге, который прежде всего посвящен изображению знаменитой Битвы народов 1813 года.
Легендарный «стойкий оловянный солдатик» получил не только очаровательный литературный мемориал от Ганса Христиана Андерсена (1805-1875). Родившийся от двадцати четырех братьев от старой оловянной ложки с пистолетом в руке и лицом прямо, их красно-синие мундиры были «поистине великолепны». И это однажды заставило сердце каждого мальчика биться быстрее. Конечно, свинцовая и оловянная фигуры имеют гораздо более древнюю историю и отнюдь не только принимают воинственные фигуры.
Первые ведущие фигуры, относящиеся ко времени античности, были обнаружены как погребальные вещи. Их происхождение, таким образом, было заложено в священной области. Символические жертвы стали амулетами и обетом; в древнегреческой и римской античности постепенно отрывался от культового отряда. За эти столетия до и после рубежа веков оловянная фигура, легированная свинцом и сурьмой, уже стала привычной. Она получила все более подчеркнуто мирское и народное прикосновение и безошибочное художественное влияние. Как и привлекательные танагрские фигуры из Беотии, изготовленные из терракоты, они выражают, вне зависимости от их функции, необычайно живое изучение окружающего и повседневного мира.
Мы лишь немного информированы о дальнейшем развитии на европейской почве. Однако некоторые примеры, которые поначалу довольно редки, все же характеризуют некоторые интересные этапы.
VI
Первое документальное упоминание о оловянной посуде в Нюрнберге в 1285 году позволяет нам предполагать коммерческое производство оловянных статуэток в 13 веке. Это стилизованные индивидуальные фигуры, уже популярные воины и всадники, которые сейчас хранятся в известных музеях. В качестве старейших примеров на немецкой земле, найденных в 1955/56 г.г. сотрудниками Академии наук ГДР в Берлине в исследовательском центре города в Магдебурге, изображена какая-то полосатая фигура с боевыми рыцарями и орнаментально преобразованными замками, с любовниками и деревьями. Эти снова очень стилизованные придворные сцены были отлиты из односторонней рельефной формы. Предположительно, они были предназначены, в качестве накладок, для украшения одежды. Нередко такие средневековые оловянные фигурки снабжались петельками для пришивания их к шапке или платью, часто в виде значков паломников, где они затем представляли святых, священные здания или даже корабли.
Гораздо более значительный период оловянной обработки начался с Ренессанса, когда молодая буржуазия все больше приобретала экономическое и политическое влияние, обучая новым потребностям и новым эстетическим нормам. Литейщики олова и Kandelgießer. Ответственные за изготовление оловянных водостоков [труб], получили наконец свою собственную гильдию. Вероятно, они были первыми, кто, помимо своего основного занятия, занялся производством прекрасного оловянного оборудования для кукольных домиков и кухонь, а также оловянных фигур. Согласно формулировке Совета Нюрнберга от 1578 года, не следует ли им "ничего другого позволять лить ... потому что только детский труд».
Его первым крупным расцветом было оловянное литье 17-го века. Это связано с развитием науки и техники, с открытием и эксплуатацией достаточно богатых месторождений олова в Рудных горах, в Богемском лесу и Фихтельгебирге, (и) не в последнюю очередь также с импортом значительного и дешевого количества олова из Ост-Индии. В течение столетия выдающийся Нюрнберг с экономической и художественной точки зрения, похоже, занял важное место и в литье олова. Уже в 1610 году французский король Людовик XIII использовал оловянные фигурки в качестве иллюстративного материала для боевых приказов, и в 1664 году Людовик XIV заказал серебряных солдат у оловянных литейщиков Нюрнберга. Предположительно, тогдашние очень ценные фигуры служили королевскому ребенку как игрушкой, так и в качестве военной инструкции. Воинственный бой и желаемое реформирование армии также практиковались Вильгельмом I Оранским первоначально с множеством маленьких оловянных солдат.
Фактическое использование и распространение оловянных фигурок в качестве игрушки и предмета коллекционирования, по-видимому, началось в начале 18-го века. Конечно, для всех возрастов это была все еще редкая и дорогая игрушка, которая на десятилетия вперед оставалась зарезервированной для представителей дворянства и богатой буржуазии. В начале 18-го века, мы впервые регистрируем признаки ухудшения в искусстве оловянного литья Нюрнберга.
VII
В дополнение к Нюрнбергу и Фюрту, теперь приобрели значение Арау в Швейцарии и Страсбург. Местные мастерские, также называемые оффицинами, (помимо оловянных солдат производили) оборудование для кукольных домов; они делали животных, охотились, фермы с аксессуарами, садовые центры, пастухов и стада, деревья и кустарники. В качестве шаблона для культурно-исторических чрезвычайно поучительных предметов использовались рисунки, широко распространенные современные гравюры, позднее также литографии.
В середине 18-го века искусство литья олова - в Нюрнберге и Фюрте - пришло в новый расцвет.
(продолжение следует)
|