Без клейма бывают они довольно часто (особенно, почему-то, "Конденсатор").
На счёт другого, кроме "СМ", производителя, есть две версии, обе легендарные и документально не подтверждённые:
1. "Танталовская". Якобы первой моделью, выпущенной на впоследствии знаменитом своми автомоделями саратовском заводе "Тантал" был некий "двуствольный танк". Под ним обычно подразумевают зенитную самоходку "СМ" - якобы позже её производство на "Серп и молот" передали. На форуме автомоделистов даже цитировали воспоминания кого-то из работников завода ("Тантала") о пробных отливках этого "танка".
2. "Ленинградская". Среди саратовских барахольщиков циркулирует убеждение, что модели, аналогичные "СМ"-овским, но без клейма делали где-то в Ленинграде. Причём некоторые считают, что делали ещё до Саратова. Это версия в одном пункте стыкуется с "танталовской" - по воспоминаниям очевидцев "двуствольный танк" был на "Тантал" откуда-то кем-то привезён.
По поводу редкости, то тут, на мой взгляд, градация такая:
1. Танк - наименее редкая модель, не раз попадались мне сразу по нескольку штук;
2. "Конденсатор" (большое орудие на гусеничной платформе) - тоже весьма распространён;
3. Зенитка - часто встречается;
4. Ракетовоз с двумя ракетами на штырьках - не редок, но всегда без ракет;
Следующие три модели, выполенненые на одной платформе, весьма редки в полном комплекте, но сами базовые тягачи (пустые) бывают:
5. Радарная установка;
6. Установка залпового огня;
7. Ракетовоз с баллистическими ракетами на трейлере.
Оговорюсь: все эти мои наблюдения справедливы только для родины этой техники - Саратова, трёх его основных барахолок и внутреннего антикварного рынка. И ещё один момент - ни разу в Саратове мне не попадалась эта техника в коробках. Однажды купил у одной бабки сразу несколько штук, так она заявила, что именно так, без упаковки, они и приобретались. Вероятно, внутри Саратова такое было возможно.
Последний раз редактировалось Gadjine 16 дек 2010 15:20, всего редактировалось 1 раз.
|